Краткая история подвесного лодочного мотора

Все мы знаем подвесной лодочный мотор, как вещь вполне обычную, но между тем интересно: а кто же его изобрел? Вообще, принцип воплощения переносного движителя для маленькой лодки относят к середине 19 века. В 1800-х годах остались воспоминания об устройствах с приводом от педалей и работающих от силы пара подвесных лодочных моторах.
Незадолго до 1870 года, француз по национальности, Густав Труве показал подвесной двигатель на электротяге. Этот мотор мог быть установлен на небольших плавсредствах лодках и имел аккумуляторную батарею. Питающие силовые провода по совместительству выполняли роль штуртросов, с помощью которых поворачивался подвесной лодочный мотор.
Около 1890-х годов шведская фирма«Вулкан» показала свою версию подвесного лодочного мотора с использованием ДВС, работающего на парафине. Мотоголовка была горизонтальной, а крутящий момент с помощью троса в смазке передавался на гребной винт.
Однако, бензиновый первенец “AMERICAN” принадлежит американской корпорации American Motor Co, Long Island, New York. Это уже был вполне похожий на современные лодочные моторы агрегат. Имел около 2 л.с., четыре такта, использовалось наиболее простое воздушное охлаждение с горизонтально расположенным цилиндром и вертикальным торсионнымм валом.
ДВС развивал 400-600 об/мин и был достаточно эффективен в применении на 12-16 фт. катере. Как и на современных подвесных лодочных моторах редуктор находился в толще воды и имел схему пересекающихся под 90 градусом валов.
Появилось румпельное управление и выносной бак. Бензин шел в цилиндр через специальный насос и обычный шланг. Реверсирование лодочного мотора производилось с использованием принципа поворотных лопастей. К сожалению, до наших дней ни один образец такого подвесного лодочного мотора не дожил…
Было выпущено примерно 25 таких ПЛМ. Справедливости ради, нужно отметить, что были и в Европе и за океаном производители ПЛМ, но все имели ряд недостатков в конструкции и эксплуатации, что тормозило торговлю этими несовершенными устройствами.
В 1903 году выходец из США Кэмерон Уотерман изготовил подвесной мотор воздушного охлаждения. Гребной винт приводился в движение 2 парами маховиков, имевших зубчатую передачу, что частично уменьшило вибрацию и позволило реализовать еще 25 подвесников. Далее изобретатель перешел на более эффективное водяное охлаждение и смог реализовать еще около 9 тысяч моторов, именовавшихся “Порто”.
В 1915 автор избавился от своего предприятия за 20 тысяч $, таким образом закрепив себя первым производителем серийных лодочных моторов, работающих на бензине.
Примерно одновременно, американец Ол Эвинруд начал эксперименты с 4цилиндровыми ДВС с целью стандартизации их производства. Это был талантливый и увлеченный техникой молодой человек и однажды во время пикника на природе его поглотила мысль о создании подвесного лодочного мотора, который бы позволил не грести веслами против ветра. Верно говорится, все гениальные изобретения человечества произошли в результате лени…
Долгие труды принесли результат: в апреле 1909 первый Эвинруд заявил о себе всему миру грохотом своего детища! Ну а дольше маркетинг и связи Ола помогли наладить серийное производство 1-цилиндровых 2тактных моторов батарейного зажигания, развивавших 1.5 л.с. К слову, стоил он тогда около 62 долларов.
Далее, технический прогресс позволил применить алюминиевое литье – уменьшился вес мотора. В 50-хх годах 20 века мотор Johnson Sea Horse QD имел все четкие грани ПЛМ наших дней: стартер, колпак, 2 передачи и питался от внешнего бака. Развитие производства лодочным моторов пошло невиданными темпами, появились известные бренды – Mercury, Mariner, Yamaha, Suzuki, Tohatsu и Honda.
Двигатели становились надежными, экономичными и экологичными и получили всемирное распространение. Современный подвесной лодочный мотор – продукт кропотливого труда инженеров, он надежен, прост, имеет большой срок службы, представляет собой готовое устройство-движитель для установки на катер, удобное в пользовании и управлении.
11

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий